Первопубликация - сайт
"КЛАДОВАЯ МОРСКИХ И АВИАЦИОННЫХ ТАЙН"
Техника (и военная - в
особенности) пестрит примерами ситуаций, когда определённые решения принимались,
отвергались и вновь возвращались, но уже на качественно новом уровне. После
Второй Мировой большинство выживших линкоров было пущено на металлолом. И
вроде бы правильно - в ожидавшейся глобальной ядерной войне корабль с дальностью
стрельбы 40-50 км казался мишенью и только. Потому все большие флоты
обзаводились ракетными крейсерами и фрегатами - практически небронированными
кораблями единичного, дальнего и непременно ядерного
залпа.
Но времена меняются.
Локальные конфликты становятся всё более опасными, глобальная война - всё менее
вероятной. Но для локальных войн ракета на 10 мегатонн - оружие избыточное по
мощности и недостаточное по избирательности. Поэтому считающийся современным
корабль обязан нести множественное (по числу боезарядов) многоцелевое неядерное
вооружение (ядерное, конечно, тоже нужно, но в пределах единичного залпа - второй сделать уже
не дадут). И,
соответственно, современный корабль обязан выдерживать длительное массированное
воздействие неядерных зарядов. Системы ПВО не дают 100% гарантии перехвата.
Следовательно необходимо возвращение на корабли развитого бронирования в целях
повышения живучести.
Выполненный на современном техническом уровне броненосец или дредноут начала XX
века в состоянии противостоять неядерным боезарядам любого вменяемого количества
ракетных крейсеров начала XXI века (хотя мнения по этому вопросу разделились: Алексей Исаев и Олег Тесленко
придерживаются прямо противоположных взглядов) .
Но вот с ответным ударом проблема: табличная дальность стрельбы орудий главного
калибра времён Второй Мировой (40-50 км) в 3-5 раз меньше дальности современных
противокорабельных ракет. Послевоенные эксперименты довели теоретический предел
крупнокалиберных стволов до 100-120 км при стрельбе облегчёнными и до 300 км при
стрельбе активно-реактивными снарядами. "Теоретический" - потому что
прицельно попасть с подобной дистанции в 50-х-60-х годах было невозможно.
А возможно стало только к началу 80-х годов, когда появились бомбы, а
затем и снаряды с лазерным самонаведением. Но 120 км - явно недостаточно, чтобы расшвырять околачивающиеся вокруг броненосца
враждебные ракетные крейсера. Можно ли ещё повысить
дальность?
Можно, если броненосец XXI века
будет стрелять снарядами XXI века. Повышение давления пороховых газов в стволе
сомнительно, многокаморные системы - и вовсе патология, поэтому для повышения
дальности стрельбы необходимо снижение сопротивления движению снаряда. Для этого
современное крупнокалиберное орудие должно быть гладкоствольным (по
образцу танков), а сам снаряд -
НЕВРАЩАЮЩИМСЯ.
Стабилизация снарядов вращением
появилась в XIX веке, как мера повышения точности стрельбы. Но закручивание
снаряда при вылете из ствола, благоприятное при стрельбе на дистанциях 2-20км,
уже на дистанциях 30-40 км практически бесполезно по влиянию на точность и
безусловно вредно, как фактор аэродинамического сопротивления.
Стабилизация оперённого снаряда вращением полезна лишь на финальном участке
траектории - как мера дублирования системы самонаведения. Но при вылете из
ствола и на транзитном участке траектории стабилизация вращением ВРЕДНА. Ну а
для того, чтобы в полёте снаряд не болтался хаотическим образом, достаточно
снабдить его профилированным (ориентированным при выстреле в направлении
верх-низ) головным обтекателем. Или поставить
КРЫЛЬЯ.
Выпускаемое ПОСЛЕ выстрела
плоское оперение (если кому не нравится термин "крылья") позволит
экономично трансформировать начальную скорость в высоту и дальность. Очень
предварительные оценки (кто уточнит - скажу спасибо) показывают, что в подобном
планирующем режиме - до самонаведения и закручивания - 16" снаряд способен
преодолеть 250-300 км, что вполне достаточно для уверенного ответа всяческим
носителям противокорабельных ракет.Эту цифру можно увеличить в 1,5-2 раза
использованием активно-реактивных снарядов.
Ближайший родственник данной
технической системы - копьё в лёгкой атлетике. Когда на смену обычной деревяшке
пришло стеклопластиковое "планирующее" копьё, вылет
"снаряда" за пределы стадиона из чуда перешёл в разряд обыденности.
Легкоатлетические боссы ввели новые технические ограничения на копья. А как
поступят оружейные?
Броненосец, вооружённый
гибридом снаряда и крылатой ракеты, будет способен воздействовать не
только на флотские цели, но и на большинство экономически значимых районов
Земли.
Отдельный вопрос - боекомплект.
Помимо обычных фугасных и бронебойно-фугасных снарядов для локальных конфликтов
и пары ядерных для апокалипсиса (мало ли что), в штатный боекомплект броненосца
(90-150 снарядов на ствол у его предков)следует включить и
электромагнитные боеприпасы. Испытанные на авиабомбах электромагнитные (импульсные, электронные - терминология до сих пор плавает)заряды не
прижились в ствольной артиллерии именно из-за повсеместной стабилизации снарядов
вращением. Малейшие сборочные дефекты приводили к инерционной деформации
резонатора - хранителя стоячей электромагнитной
волны. В итоге над целью подобный снаряд делал малозначительное
"пшик" вместо проектного "БУМ". Отказ же от полётной
стабилизации снаряда вращением позволит внедрить э/м снаряды как во флотской,
так и в сухопутной артиллерии. Ствольные системы среднего калибра (числом
поболее,ценою подешевле) с э/м и фугасными (видимо, всё-таки
шрапнельными - я не специалист) снарядами непременно должны включаться в состав комплексов
ПВО ("безмозглая" ракета =
безвредная ракета, "ослепший"
самолёт = сбитый самолёт). <
BR >
И мы снова вернёмся к ситуации,
когда правильно вооружённый катер сможет парализовать "неправильный"
авианосец со всеми его "умными" самолётами и
ракетами.
Более радикально, чем флот и
ПВО, изменится характер сухопутных военных действий после установки ствольных систем с обычными и э/м снарядами на
мобильные (колёсные, гусеничные, какие другие) платформы. Корабль хоть можно
нагрузить лишними комплектами ЗИПа. Сменить в боевых условиях электронику танка
или найти, вызвать и доставить "ЗИП" для замены временно не
боеспособных обитателей блиндажа весьма проблематично. Но это уже другая
история.