НА  ГЛАВНУЮ 
РУССКАЯ  ТЕМА В ЯПОНСКОМ КОРАБЛЕСТРОЕНИИ.
Дата создания - ноябрь 2000 г.

Первопубликация - сайт 

  "КЛАДОВАЯ  МОРСКИХ И  АВИАЦИОННЫХ  ТАЙН"


        Всюду, как общее место, говорится: Цусима стала переломным пунктом в истории развития броненосных флотов. И всё вроде бы так: адмирал Фишер возродил концепцию "all-big-gun", переработал ранее бесхозный проект "идеального броненосца для ..." (хотя американский "Мичиган" и был заложен раньше). Но данный взгляд на Цусиму - это взгляд из одного окопа - английского. В Цусиме же принимали участие (вот ведь новость) русские и японцы. Как же Цусима отразилась на их кораблестроительных планах?
        С русским "Андреем Первозванным" всё вроде бы ясно - "Бородино-переросток" достраивался, в первую очередь, как средство поддержания балтийского судостроения. Реально, первым послецусимским проектом в России стал "Гангут". Он как зеркало отразил послецусимскую растерянность русских офицеров и инженеров. В результате "Гангуты" оказались "кораблём побеждённых" - кораблём, на котором удобно убегать (благо скорость - 25 узлов при форсировании - позволяла). Расстрел же "Чесмы" (о, это отдельная песня - как-нибудь займусь и ею) и вовсе низвёл в сознании русских адмиралов балтийские дредноуты до состояния плавучих батарей - самым активным балтийским броненосцем оказался доцусимский "Цесаревич".
        Но если русский страх очередного разгрома хоть как-то объясняет генезис "Гангутов", то что лежит в основе послевоенной японской программы? Сначала они заказывают в Англии пару "Kashima" и "Katori", создаваемые по опыту боя в Жёлтом море. При желании в их прототипы можно зачислить "Ростислав", "Севастополь", американские броненосцы, но никак не "Микасу". Дальше следовало бы ожидать, что раньше всех исследовав опыт Цусимы, японцы пачками кинутся строить дредноуты. Более того, японцы всю войну скрывали от мира (в т.ч. и от англичан) реальное положение дел на своём флоте - следовало бы ожидать, что их дредноуты станут "дредноутистей" английских. Ан нет! Японцы закладывают в спешном порядке сразу 6 кораблей, в расположении артиллерии которых чётко просматривается не проверенная боями "Микаса" и не новомодный "Дредноут" - размещение артиллерии напоминает "Полтаву", поднятую в Порт-Артуре, и "Орла" , сданного при Цусиме.
        Парадоксальная ситуация - победившие в Цусиме японцы за образец корабля линейной баталии берут корабли побеждённых (а русские, наоборот, отказываются от башен промежуточного калибра - ещё одна вариация на тему Цусимского опыта). Из чего следует, что снарядные (без учёта пожаров и за вычетом перегрузки) повреждения в эскадренном бою (без учёта осадных батарей под Порт-Артуром) трофейных броненосцев оказались несопоставимы с повреждениями японцев при Цусиме и в Жёлтом море.
        Неизвестно, чьи послецусимские выводы более правильны, - "Дредноут" и "Aki" не схлестнулись в единоборстве. Показательны факты: вступивший в строй в 1906г. "Дредноут" уже в 1911г. был отписан англичанами в разряд учебных кораблей (и кроме потопления немецкой лодки ни в чём себя не проявил), японские же броненосцы были списаны только ради Вашингтонских соглашений.

Hosted by uCoz