НА ГЛАВНУЮ
БЫСТРЕЕ
НЕЛЬЗЯ МЕДЛЕННЕЕ.
Дата создания - апрель
2001 г.
Как уже говорил О.Т., значительная часть операций флота является тихоходными:
противолодочный патруль, конвой, радиоэлектронная разведка и т.п. Даже в военное
время тихоходные операции занимали 50-90% корабельного состава и 99% времени,
проведённого кораблями вне портов. В мирное же время обе эти цифры и вовсе
близки к 100%. Если функции отлова браконьеров, контрабандистов, диверсантов и
террористов отдать пограничникам (для них достаточно и
катеров), то всему остальному флоту хватит и 20 узлов проектной скорости
при 3-10 узлах экономичного хода. И даже 20 узлов для флотских сторожевиков
- избыток, достаточно 10 для всяческих навигационных
нужд.
И тогда
мы получим отличные сторожевики/разведчики (если назовём
по-натовски корветами - смысл не изменится)
, только время выхода на позицию у них
будет большим, по современным "самолётным" меркам - гигантским (все помнят, как ползла к
"Курску" "Регалия")
. Для самостоятельного выдвижения в Индийский океан
или на юг Атлантики в неблагоприятных погодных условиях тихоходным сторожевикам
потребуются недели пути - хорошая задачка для оценки уровня прогностических
возможностей современных
штабов.
Сократить время выдвижения
можно вполне традиционным способом - поставить на
99.9% избыточную по мощности силовую установку. Но так мы существенно сократим
автономность нашего сторожевика. Мы же (сами понимаете) пойдём другим путём. Представим
обычный контейнеровоз водоизмещением "в грузу" 25.000 тонн -
малыш современного океанского торгового флота. Вместо дизеля поставим пару
реакторов, дабы с полным грузом мог выдать 25-30 узлов.
А трюм переоборудуем в плавучий док. За один выход из базы в океан
подобная "плавбаза" сможет доставить на позицию 4-5 сторожевиков по 3.000 тонн
каждый, снять с позиции столько-же, и ещё на 10-30 пополнить припасы и
сменить экипаж. Собственно так и работают практически все рыболовные флотилии. Тогда для
обслуживания комплекта сторожевиков, необходимых для прикрытия всех и всяческих
российских интересов нынешних и перспективных достаточно двух активных
"плавбаз" - одной в Североморске, другой в Петропавловске (третья - неактивная - в
ремонте) . В формат 3.000
тонн вписываются не только сторожевики, но и корабли электронной разведки -
при доставке "плавбазой" никакая Турция
не помешает российской электронной разведке в Средиземном море.
А то ведь сколько было шуму - "Лиман" пошёл смотреть на
запуски "Томагавков". Ну а непрерывно следить за флотами и
базами противника - занятие не только увлекательное, но
и временами полезное.
Но и это не всё:
при вместимости дока в 15.000 тонн "плавбаза" способна будет доставлять в район
патрулирования даже атомные подводные лодки с баллистическими ракетами - по одной за выход. Отпадёт проблема
- больное место бывшего советского, ныне российского флота - маскировки
выхода подводных лодок через наши затеснённые заливы и фарватеры. Доставленная
"плавбазой" на дежурство и эвакуированная ею же обратно подводная лодка, как
и сторожевики, должна лишиться минимум 70% мощности своих турбин - вопросы
шумности и следности для лодок столь же критичны,
как и для охотников за ними. А коль скоро прорыв лодки
в океан осуществляется "плавбазой", то скорость АПЛ в 20-30 узлов никогда не будет востребованной.
"Сэкономленное" за счёт скорости (мощности энергоустановки) водоизмещение на лодках XXI
века можно пустить на повышение автономности (по запасам), улучшение обитаемости и на многое
другое.
Но и это не
предел. Если позволит конструкция "грузов", док "плавбазы"
необходимо снабдить "крышей" - верхней палубой. Тогда с минимальными
затратами мы получим несколько вспомогательных авианосцев - плавучих аэродромов
подскока ударных самолётов. Многомесячное пребывание авиакрыла на подобной
"плавбазе" сомнительно, но оно и не нужно для корабля, совершающего
"обход позиций" сторожевиков и моментально возвращающегося на базу.
Поэтому авиаремонтные службы, большие цистерны керосина и арсеналы
авиавооружения - непременный атрибут "настоящих" авианосцев - всё это
для "плавбазы" избыточно. Зато иметь в окрестностях Средиземноморья
или Персидского залива свой авианосец (пусть маленький, пусть плохонький, но регулярно появляющийся)
-
голубая мечта российских флотоводцев.
А ещё Россия сможет "ненароком" по тому-же
проекту построить несколько танкеров - в док можно закачивать нефтепродукты
"в мешках" - пластиковых или резиновых контейнерах. От перспективы
иметь под рукой на случай мобилизации дюжину плавучих аэродромов (на авианосец в современном понимании
подобная "плавбаза" всё-же "не тянет") не откажется ни один адмирал.
Остаётся самая
малость - вопросы боеспособности и живучести. Ну с первым всё ясно: для
самообороны от единичных - "террористических" - ракет и
самолётов достаточно радара и пары-тройки современных ПВО-комплектов типа
"Каштан" (или уже
есть что по-лучше?) и пары
бомбомётов против мин и торпед. Массированный же
удар по доку-"пустышке" возможен только при подавляющем превосходстве
противника - тогда хоть обороняйся, хоть нет, всё одно - побьют. Но
на этот случай "пустышку" можно дооснастить так, чтобы она представляла
собой идеал непотопляемости. Достаточно снабдить её аварийной системой генерации
быстротвердеющей пены (что-нибудь типа негорючей разновидности пенопласта). Тогда хоть
стреляй, хоть бомби - залитый пенопластом (повторюсь - его негорючим родственником)
док при
всём уважении к противнику не потонет.