НА  ГЛАВНУЮ 
ОКЕАНСКАЯ ЭСКАДРА ДЛЯ РОССИИ.
Дата создания - ноябрь 2000 г.
Дополнено - 13 сентября 2001 г.

Первопубликация - сайт 

  "КЛАДОВАЯ  МОРСКИХ И  АВИАЦИОННЫХ  ТАЙН"

     История строительства российского флота состоит из резких взлётов и столь же резких падений. Чаще всего падения вызывались политическими событиями. Наиболее же яркие взлёты происходили  в ходе радикального технического перевооружения.
     Строившийся ведущими странами с 60-х годов "флот третьей мировой войны" сегодня является анахронизмом: увлечение ракетно-ядерным оружием и связанное с ним пренебрежение мерами  зашиты  (в т.ч. бронированием) завело кораблестроительство в тупик - "корабли одноразового использования" были хороши для апокалипсиса, но мало пригодны для локальных конфликтов. И подрыв американского эсминца - самое последнее тому подтверждение в цепи инцидентов с "одноразовыми". Таким образом, всвязи с отказом от  императива глобальной войны Россия имеет шанс восстановить статус океанской державы, проведя модернизацию (прежде всего в умах флотоводцев) и создав небольшое число идейно и технически современных океанских соединений (об этом же можно найти у О.Тесленко и С.Переслегина) .
     И О.Т. и С.П. солидарны, что подобное соединение должно быть БРОНЕНОСНЫМ и иметь в своём составе крупнокалиберную  артсистему. ГЛАДКОСТВОЛЬНЫЕ (по типу танковых) орудия калибром 14-16" могут стрелять активно-реактивными снарядами, ракето-торпедами, дистанционно ставить минные заграждения, шумоимитаторы и шумопеленгаторы, служить для запуска постановщиков радиопомех и ракет ПВО. (Примечание О.Т. В полном согласии с мыслью Ю.О.:  оканчиваю работать над статьей: "Универсальное применение  корабельной  артиллерии".)(Ждём-с.) Цитата в тему: "In one hour an Iowa-Class battleship can deliver 632.5 tons of 16" projectiles and 99 tons of 5" projectiles, while a carrier can only deliver a maximum of 144 tons of ordnance twice a day."
     Бронеход в 6000-8000 тонн с подобной башенной артсистемой и нефтяной энергоустановкой является идеальным для локальных морских театров. Но для океанской эскадры приемлема только атомная энергоустановка, позволяющая месяцами оперировать в отрыве от баз (коль скоро их у России практически нет). И безо всяких атомно-нефтяных гибридов типа "Кирова" .
     В силу ограниченных (на сегодня и ближайшую перспективу) флотостроительных  возможностей России подобные соединения должны быть максимально многоцелевыми и крейсировать в районах потенциальных боевых действий по 7-9 месяцев в году, что опять-таки возможно только для атомных энергоустановок. Броненосная многоцелевая крейсерская группа должна состоять из авианосца, десантного вертолётоносца и линкора (у С.П. группа - авианосец, крейсер и линкор). При этом артиллерийско-ракетный линкор можно снабдить и  кормовой  палубой для аварийной укороченной посадки штатных самолётов авианосца и для работы собственных противолодочных летунов (если на линкоре окажется достаточно места, то и функции десантного вертолётоносца можно разделить между ним и авианосцем - одним кораблём будет меньше) .
     Всплывшие на днях (писалось в ноябре 2000 года) подробности "взлома" американской авианосной группы показали, что танкер авиационного топлива должен быть ПОДВОДНЫМ, дабы не парализовывать авианосец при передаче топлива (вплоть до появления водородных летунов). Ну а раз подводный, то непременно атомный.
     Цистерны главного балласта современной АПЛ без радикального переоборудования способны вместить от 3000 до 9000 тонн авиационного керосина (при пересмотре весовых компонентов лодки - ещё больше). Для гарантированного бесперебойного снабжения крейсирующей группы потребуется 2-3 подобных танкера, снабжённых торпедами/ракето-торпедами и современными гидроакстическими средствами(очень примечателен пост-Северодвинский проект с БОРТОВЫМИ торпедными аппаратами и гигантской носовой гидроакустической  антенной, пререкрывающей ВСЁ поперечное сечение лёгкого корпуса). Но и это ещё не предел.
     (Примечание О. Тесленко: в мирное время военные моряки обращают все внимание только на чисто боевые подводные лодки.  Но в обе прошедшие мировые войны почти перед каждой воющей страной вставала задача  тайной  перевозки  грузов. И требовались специальные транспортные подводные лодки. Причем их действия  нередко были весьма значительны. Например на Черном море советским лодкам пришлось потопить не так уж много немецких судов, зато чисто транспортных походов они совершили 80 раз и доставили в Севастополь 4 тысячи тонн грузов. В осажденную Одессу транспортных походов субмарины не совершали - но видимо только потому, что не сразу додумались об этом. Вот выдержка из  книги: "Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне" Воениздат 1981 г, стр 137: "В довоенные годы задача перевозки людей и  грузов перед подводными лодками Военно-Морского Флота не ставилась и они не готовились к ее выполнению. Однако, такая задача  неоднократно возникала во время войны".) (Примечание к примечанию итальянцы в Африку, японцы на острова - тоже лодками).
     Подводный танкер может и должен стать носителем дюжины глубоководных автономных (типа "Призов") аппаратов эскадренного назначения. Заправляемые в подводном положении жидкими кислородом и водородом (производимыми от энергии реакторов танкера-носителя), автономные пилотируемые и/или беспилотные мини-лодки водоизмещением в 20-150 тонн будут выполнять функции активной и пассивной противолодочной/противоминной защиты всей эскадры (что намного дешевле современных вспомогательных кораблей эскадры, и заведомо лучше регулярно предлагаемых эсминцев и фрегатов с ядерной  энергоустановкой). При действиях против побережья мини-лодки станут средством доставки  диверсантов/боевых  пловцов/разведчиков, служить для разминирования фарватеров.
     Но главной особенностью атомной крейсерской броненосной  эскадры должна стать СКОРОСТЬ. С конца XIX века и до средины XX шёл непрерывный рост скоростей эскадренных кораблей. Скорость добралась до величин 35-37 узлов у линкоров и 45-47 узлов у эсминцев, против 18 и 25 узлов на начало века. Этот рост был напрямую связан с ростом скорости торпед, поскольку самым надёжным противоторпедным средством считалось элементарное бегство. Но с появлением торпед, наводящихся по кильватерному следу, всякое бегство становится бессмысленным: с ростом скорости "убегания" возрастают дальность и точность самонаведения вражеской торпеды. Тем более, что от современных торпед (55 узлов по открытым данным) убежать просто невозможно, как невозможно уклониться из-под залпа ракето-торпед (от ракеты не убежишь) или от "подводной ракеты" (теперь всякая моська в подворотне стала называть "Шквалом") -100 узлов по открытым данным. Следовательно СКОРОСТЬ В 35 УЗЛОВ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭСКАДРЫ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ИЗБЫТОЧНОЙ, НО И ВРЕДНОЙ.
     Скорость малошумного хода  современной подводной лодки не превышает 10 узлов - как и 50 лет назад, да и гидроаккустические станции надводных кораблей на скорости в 15-20 узлов "глохнут". Поэтому для свободно маневрирующей океанской броненосной эскадры проектная СКОРОСТЬ  выше 20 узлов НЕ ТРЕБУЕТСЯ.
     Снижение максимальной скорости эскадры способно в 3-4 раза уменьшить вес атомной силовой установки как на каждом из надводных кораблей, так и на подводных танкерах-субмариноносцах (эк новый термин завернул!). Подобное сокращение веса и позволит создать  корабли  с автономностью по жизнеобеспечению 7-9 месяцев. Также  сокращение скорости позволяет снизить удлинённость корпусов - длинные и узкие корпуса нужны только для очень быстрого хода. Для противолодочного танкера-охотника такое сокращение удлиннённости приведёт к повышению манёвренности, для надводных бронеходов оно даст наиболее компактную - наиболее оптимальную броневую защиту. Также снижение скорости эскадры приведёт к СУЩЕСТВЕННОМУ УДЕШЕВЛЕНИЮ кораблей и лодок - современная судовая ядерная установка стоит порядка 30% от стоимости современного боевого атомохода.
 

Hosted by uCoz